Новости форума

Нет сообщений для показа

Онлайн чат

Онлайн чат сайта Микашевичи ру

Для перехода в онлайн чат, просто кликните на картинку. Это вынужденная мера для защиты от спама.

Достойная работа

Главная Микашевичи Исторические факты ПАЦАН С БАРАКОВ (Продолжение)

Через непродолжительное время, когда родители были на работе, стучится к нам какой-то дядька в полувоенной форме и фуражке. Первая мысль в детской голове - вот, пришли за батей забирать в тюрьму! Я долго не открывал, но проходивший сосед меня успокоил и я впустил его в квартиру. Он, положив свой портфель с двумя пряжками на стол, спросил где родители и не слушая ответ, пошел по квартире искать розетку. Что мог сделать или сказать этой советской инквизиции пацан еще даже в школу не ходивший? Но я уже тогда знал, что за розетку с зарплаты берут очень большие деньги (налог называется). Вот этот дядька и был с этих органов. Нужно сказать, что вместо розеток люди применяли хитрое приспособление: лампочка выкручивалась, а вместо нее вкручивали штуковину со шнуром, на конце которого была розетка. Батя даже от выключателя отказался: надо свет - вкрутил лампочку, не надо - выкрутил и все! Естественно, розетки не обнаружил по причине ее отсутствия. И дальше состоялся, примерно, такой разговор:
-А корова у вас есть?  (Вот оно- пришли батю забирать!).
-А откуда у вас молоко стоит в кувшинах?  (Мама оставила отстаиваться молоко, что бы сбивать вечерами масло)
-Тетя ***** долг маме принесла.  (Исстари, когда отдавали долг, у полешуков в посуду ложили кусок хлеба, если не отдавали другим продуктом)
-А кабанчик у вас большой?  
- Нету кабанчика никакого- мама сказала, что в получку может купят на зиму.  (Неправда, пацан, стоит в сарае 1 здоровенный и бегает маленький!)
-А курочки есть? 
-Нету.  (Молодец, хоть здесь правду сказал!).
- А как же вы живете??
- А вот так и мучаемся. (Эти где-то слышанные слова рассмешили дядьку и он забрав свой кожаный портфель - с такими красивыми 2 (!) пряжками - ушел) 
Этот разговор, рассказанный удивленным (и в кого он у тебя уродился, Сергей?) соседом родителям, пришедшим с работы, ввел их в невменяемое состояние, что батя похвалив меня, дал мне 10 рублей (!). При этом нужно иметь в виду, что получал батя, как и все рабочие в то время, примерно, 400 рублей. (Мешок пшенично - обойной муки стоил 113 рублей - это точно т.к. мама каждую получку отлаживала именно такую сумму).
Я уже упоминал, что батя работал на лесозаводе, но не называл профессии. Он работал сплавщиком. Тяжелее профессии за свою (уже немаленькую) жизнь я не встречал. Находиться с весны до глубокой осени в воде, развязывая плоты и подавая бревна под трелевку, таким же горемыкам как и сами, заводским коням-тяжеловозам - это просто надо видеть! Но о конях - потом. Батю, как и бригаду, отправляли "в лес на заготовку" и они неделями "сидели" в лесу, валили лес, разделывали на бревна по размеру, волоком тянули к реке, там связывали в плоты, соединяли плоты в сцепки-поезда и сплавляли вниз по течению по Случи, проходя шлюзы и далее по канаве пригоняли в Микашевичские пруды-запасники. Этот адский труд еще дополняется такими работами, как нарезка клиньев, нарезка и изготовление увязки и прочее. Бригада добиралась домой грязными, небритыми, опухшими от постоянного пребывания в воде, с покалеченными руками и с перепревшими ногами, худыми и страшными! И это все за 400 -450 рублей (это до хрущевского 1961г).
О пшенично-обойной муке. Меня коробило, когда в 90е годы такую муку называли "свинской" и я всегда отвечал, что животное свой корм чувствует издалека. Как я говорил, с получки, родители всегда покупали мешок этой "свинской" муки и мама пекла вкуснейший хлеб, который доставала деревянной лопатой из печи, вылаживала на лавку, застеленную чистым рушником, брызгала на него водичкой, что-то пришептывая при этом и укутывала другим концом того же рушника. И отгоняла нас, детей: "Дайте хлебу отдохнуть!", а нам хотелось корочку (!!!), теплую, хрустящую, пахнущую теплом печи и всеми ароматами, неописуемыми ароматами СВЕЖЕИСПЕЧЕНОГО ХЛЕБА !!!

А когда по этой хрустящей корочке да пройтись алеем (нерафинированное постное масло - для несведущих), а сверху крупной солью! - и со всей этой ароматами благоухающими вкуснятиной - на улицу (!! одни восклицательные знаки). К слову - буквально пару недель назад, был на бараках у дядьки. И вот в разговоре (его бабка ушла за хлебом) сказал: "Если ты знал КАК я хочу Настиного хлеба с деревни!" он всегда называл мамин хлеб - хлеб из деревни. (Страшно, подумал - неужели дед не хочет летовать?).

Хочется сделать небольшую ремарку. В недалеком прошлом у нашего Микашевичского хлебозавода (хочется, что бы это был НАШ завод, а не разводиловка людей) была изумительная по своей простоте и потребности миссия: продавать свежий, ГОРАЧИЙ хлеб населению, была установлена будка-ларек у рынка, Супер! Люди постоянно покупали различные сорта прямо из печи горячими! Респект и уважуха этим новаторам! Ну и где, позвольте спросить, это все и куда, собственно, делось? Почему такое необходимое людям начинание, прошу прощения за мой плохой французский, похерили на корню??  У вас, что - нехватка витаминов в трудном детстве, вообще последние крохи здравого смысла лишила? Какие, к чертям, вы после этого бизнесмены. И не надо об отсутствии продавцов, носильщиков, дотаций, убыточности и прочей ерунды. Когда ко мне приезжали гости издалека, я, как патриот Микашевич, рассказывал и о хлебе в том числе. И угощаясь горячим( !) хлебом, россияне, с квадратными (!) глазами ЗАВИДОВАЛИ нам, не белорусам, а нам, микашевцам, что у нас есть такое чудо - все для человека. А хлеб - это все.
Но я отвлекся, пардоньте. Окончу уж о 10м бараке. 
Мама всегда любила повторять: "Беда одна не ходит - за собой другую водит!". После всех этих передряг - мама чуть не угодила в милицию. Была у нас корова Малюта, большая - батя говорил, что 3 тонны сена ей на зиму мало, но... Молока она давала огромное количество: утром - 12-14 литров и вечером - до 18 литров! А жирностью молоко было за 6% (Леонид Вертель, ау!). Излишки - просто сдавали на маслопром на Рудне и мама ОТДАВАЛА тем, у кого были малые дети или больные. И по маминому заказу привезли из деревни маслобойку, которая меня очень заинтересовала, но батя успокоил: "Никуда она от тебя не денется". Если бы я знал тогда настоящую цену его словам! Эта маслобойка, как и все полешуцкие инструменты была изготовлена БЕЗ единого гвоздя! В цилиндрическую бочечку, охваченную плетеными лозовыми обручами, заливаются сливки (верхний слой суточного отстоя молока), внутрь вставляется круглая досочка - поршень с отверстиями и закрепленная на длинной палке, закрывается крышкой с отверстием для той палки и....Мерными движениями вверх-вниз, до отупения (читай 2-3 часа) гоняешь эти сливки в бочонке. Затем, открывается крышка и вынимается поршень весь залепленный сливочным, желтым, пахучим маслом, Масло снимали ножом и слаживали в посуду. Иногда приходилось доставать поршень чаще - масла собиралось так много, что нельзя было потянуть ручку!. Получалось масло желтое, как желток с куриного яйца (хочу особо подчеркнуть, т.к. не все из этого поколения видели НАСТОЯЩИЙ цвет желтка - домашнего нагулянного, как говорили раньше,) - почти оранжевое - это особенно важно, а почему - вы поймете. 
Еще, мама маленько подсаливала масло, она объясняла, что соль вытягивает оставшуюся жидкость из масла, поэтому, мы, дети, всегда брали не подсоленное - просто оно более сладкое. И вот это масло мама решила продавать на рынке - тогда он располагался на месте памятника Ленину (или - наоборот?). У нее были постоянные клиенты, особенно, евреи, что, как я понимаю сейчас, довольно положительно характеризовали мамин натурпродукт. Однажды меня срочно погнали домой - к вам пошла милиция! ЧП! Я  - бегом. Оказывается, одна стервозная баба подняла крик - это масло подкрашено морковным соком т.к. имеет неестественный цвет - не такой как в магазине! Мама усадила меня за маслобойку и попросила сбить немного масла - и я начал мословать так, что через щели сливки вытекали...
Когда мама остановила меня и достала этот поршень - и баба, и милиционер стали рассматривать, затем - пробовать. В итоге: сбитое масло ни по цвету, ни по запаху, ни по вкусу (кроме соли, разумеется) - не отличались! Баба - в осадок, извините - простите, милиционер - пишите бумагу на эту бабу, баба - деньги предлагала....

Эпилог этой драмы: пришел батя с работы, мама решительно заявила : "Продавай корову - не хочу, что бы люди обо мне плохо думали!"....Земля слухом полнится - вскоре пришли мужчина и женщина, откуда-то из под Старобина и все сделали по-старому полешуцкому обычаю: Пошли в хлев, женщина сама подоила корову, батя накинул веревку на рога, вывел на улицу, передал новому хозяину из рук в руки и, с пожеланиями благополучия и счастливой дороги уже не наша Малюта, оборачиваясь и недоуменно мыча пошла за новыми хозяевами в сторону Сторобина....
Даже по прошествии стольких лет, слезы наворачиваются на глаза: это что же смогла перенести мама и, главное, как смогла?!. Ведь по всем полешуцким канонам - корова даже не кормилица в хозяйстве, а стержень, основа основ этого хозяйства! Отнимите корову от хозяйки, коня - от хозяина и вы, возможно и не осознавая содеянного вырвете душу, веру полешука в светлое будущее!
Мама потом долго не могла ходить в сарай кормить поросят, а когда гнали вечерами стадо по улице - долго выходила то ли встречать, то ли посмотреть. А дома тихонько глотала валидол, что бы батя не видел и тихонько вытирала слезы платочком....

Но не будем о грустном - вернемся с темноты 10го барака на солнечную улицу Фабричную. (А вот что заметил: почему личные переживания мрачнее, чем описание общего?)

Напротив 10 го барака по западной стороне улицы располагались дома Щербаковых, Салеев, Ничипоров, старушка с дочкой, почему-то быстро умершие и остался зять Володя Шпаковский, Комаровские и Пашкевичи.
Щербаков работал, как и все барацкие на заводе слесарем, всегда молчаливый, неторопливый почему-то не оставил заметного следа в моей памяти. У Салеев было 5 детей: Коля, Зоя, Сергей, Таня и Саша. Дружная, крепкая семья, да и вообще - хорошие барацкие люди. Сам хозяин, Владимир, отличался от остальных мужиков тем, что у него было какое-то особое, нестандартное мышление
У Ничипоров было 3-е сыновей: Леня, Николай и Жора. Парни были, как делили "по категориям" - довоенные (2 - группа - 40е годы, 3 группа - 50е - мы, шпана). В драках замечены не были, правда, младший - Жорик был немного шебуршной, мог и "отчебучить кой чаво" (В.С.Высоцкий). К Николаю прочно прилипла уличное ФИО - Труба: имел зычный, громкий голос, слышимый далеко по улице. Труба выучился "на доктора" и работал в поселковой больнице психотерапевтом, ходил с чемоданчиком и главное, владел гипнозом! Бабки, да и не только они, часто пользовались помощью Николая - диво( !) - свой доктор ну и как не воспользоваться! Известно, что использовал и гипноз и весьма успешно.
Старушка с дочкой, жившие в следующем дому, почему-то выпали из детской памяти, думаю, что мою забывчивость можно списать, как 1% на старческий склероз, были очень тихими и какими-то, я бы сказал, незаметными до той поры, пока у дочки не появился муж - Володя Шпаковский. Ходил ровно с высоко поднятой головой, вроде все время хотел заглянуть в соседский огород. Уже потом, много лет спустя, когда наши пути пересеклись, он оказался милым, спокойным и рассудительным мужиком, имевший свое мнение и могший не только отстоять его, но и переубедить человека, что только положительно, на мой взгляд, его характеризовало.


{module 20}

Комментарии  

 
+3 #3 Leonid 19.04.2013 14:58
Очень хорошо написано, жаль не для всех этот временной срез интересен. Михаил, коль есть такое дарование писательское, надо попробовать осилить рассказ для современников. Уверен, что получится. И не откладывая. Успехов.
 
 
+6 #2 mihail 16.04.2013 15:26
Спасибо большое за оценку, а продолжение будет, обещаю.
 
 
+5 #1 Leonid 16.04.2013 13:06
Михаил, молодец! Нынешним пацанам и не снились такие приключения, о которых ты рассказал. Думаю им (да и не только им) интересно было узнать, как жили на Фабричных. Спасибо, ждем продолжения!