Новости форума

Нет сообщений для показа

Онлайн чат

Онлайн чат сайта Микашевичи ру

Для перехода в онлайн чат, просто кликните на картинку. Это вынужденная мера для защиты от спама.

Достойная работа

Главная Микашевичи Исторические факты Заключительная часть воспоминаний Пацан с Бараков

В следующем барачке проживала семья Аграновичей, почему-то барацкие называли их Росель, полагаю - по фамилии бабки  жившей с ними. Отец Аграновичей (два сына), во время войны, был танкистом, горел в танке и потерял зрение.
Был председателем районного общества слепых в Лунинце. Представлял собой высокого, черноволосого, с подтянутой, военной выправкой мужчину, ходившего почти всегда, со своей женой "под ручку". (Если кого интересует судьба этого мужественного человека, можно поинтересоваться у его сына Олега Аграновича, есть № в телефонном справочнике. Он не уезжал из Микашевич - видел его на рыбалке пару лет назад. Думаю, сын больше смог бы рассказать, да и фото старые имеет).

Но я хочу рассказать о случае, поразившем нас, пацанов, до глубины души.
Проходя мимо дома Аграновичей, мы увидели, как слепой (!) Агранович уверенно спускается с высокого крыльца, и по дорожке (не по траве !), также уверенно, поворачивает направо и идет в нашу сторону! В вытянутых руках он держал тазик
с мыльной водой. Подойдя до мостика, резким движением, выплеснул содержимое тазика ПРЯМО ! в дренажную канаву.  Не на грядку с помидорами, а, именно, - в канаву!.
Мы потом до хрипоты спорили с пацанами: видит ли Агранович, или прикидывается слепым, ведь ТАК , мог поступить только видящий человек. Потом, Олег мне сказал: "Все просто - он "видит" ногами".
Знание этого "приема", помогло мне однажды темной августовской ночью выйти из лесу на дорогу. Батарейки в фонарике с дохли, спичек - нет, до дороги - около километра, темнота - хоть глаза выколи, жуть сплошная!.
И я вспомнил старого Аграновича - а как же он мог? Я попробовал - не получается !: казалось, все кусты перебегают мне дорогу, да еще норовят очередь занять один за другим. Но когда, вспомнив походку Аграновича, выровнял вертикально спину, все стало понятно. При такой стойке, каждая ямочка маленько отклоняла тело от вертикали в ту или иную сторону! 
А тропинка оказалась просто вогнутой, только мы, зрячие, этого не "видим". Просто необходимо мягко ставить стопу на землю, и доверять своему организму: наклон стопы подскажет, под ногами твердая поверхность утоптанной тропинки, или
рыхлая земля обочины. И ты топочешь, прощупывая края тропинки, чтобы они были вогнуты внутрь!
Пацаны завидовали моему умению ходить с завязанными глазами.
Малькевичи, жившие рядом, с двумя парнями, запомнились тем, что были, как старый, так и молодежь  - веселые, неунывающие, охочие до шуток люди. Часто сталкивались с ними т.к. садили картошку вместе: наши участки располагались по соседству ("на бабской").
За Малькевичами проживал еврей (иудей?) Менкин Яков, работавший механиком на заводе. Жена его преподавала труд девочкам в школе: шитье, кулинария, но это не мое, хотя в младших классах получал 5ки за шитье (был такой грех - когда мама вышивала свои картины, то гладью, то крестиком и мне хотелось "нарисовать" не красками, а цветными нитками!).
Менкин был толстенький, низкорослый, молчаливый еврей, хотя, некоторые утверждали, что он - иудей, пользовался уважением не только у заводского начальства, но и евреев Микашевич, помню, как Шворин часто спрашивал меня: "Что тебя связывает с Менкиным?". Ничего, говорю, - живем на одних бараках. Он многозначительно хмыкал, а однажды сказал, что он у них особенный. Что это означало я не знал, тем более, что Менкина это не лишает, как человеческих, так и изобретательских черт характера.
С Менкиным связывает меня несколько эпизодов, повлиявших на мои последующие годы.
Как-то, проходя по переулку, я, следуя своей привычке, на ходу "зондировал" сад Менкина взглядом. Не знаю, может я уж слишком сильно выкрутил шею в сторону сада, но подходя к калитке, вдруг услышал за спиной негромкий басок: "Заходи!".
Как Менкин подошел так незаметно - непонятно: ведь на улице никого не было - я специально оглядывался!- он вырос, как из-под земли.
В голове моментально пролетели все возможные варианты , но с садом Менкина меня не связывал никакой криминал, поэтому, пропустив дядьку вперед, последовал за ним.
Почему-то начал жаловаться, что лазят в сад и, хуже того, ломают ветки яблонь, показал одну сухую у крыльца.
Но я категорически отверг все обвинения, сказав, что наши пацаны в его сад не лазят (и это была правда, т.к. у Менкина  была огромная немецкая овчарка из питомника и самоубийц, даже среди пацанов не находилось).


Решил Менкин, что лазят детдомовские и я предложил построить высокий забор, что бы не лазили - досок на заводе ему легче достать. Но ответ Менкина (еврея!), меня, честно скажу озадачил:
- А кто же еще яблочек этим сиротам даст?
Тогда, я обиделся, что такое хорошее предложение он зарубил на корню, предложил поступить, как сосед наш Лакутин, - направить пару веток яблони за забор: пусть рвут и в сад, возможно, не полезут.
- Эти яблоки пепенка, а у меня есть медовка - вот ее я и посажу. Честно, тогда я позавидовал детдомовским - такие яблоки и на халяву!...
Через много лет, когда Менкина уже не было, мне случилось побывать на территории котельной детдома (там, за забором располагался огород Менкина. Каково было мое изумление, если не сказать больше, когда я увидел несколько деревьев посаженных очень близко от забора и наклоненных так, что сформированные кроны, практически все, находились за забором на территории детдома! Сделал Менкин, так, как сказал - отдал свою яблоню детям, к стати, медовка, пробовал - не обманул старый еврей, оставил хорошую память о себе! Честь и хвала!
Через несколько лет, Менкин сам меня зазвал к себе домой - висел на калитке и ждал, когда я буду идти с работы.  Вопрос стоял об загрузке вагонов трысой (опилками), а техника - отсутствовала. Задача - найти внутренние резервы и придумать способ загрузки, чем попроще. Естественно - вопрос механику Менкину.
И однажды, менявшему слесарю Ивану-ситнюку на моем маятнике ремни, я посоветовал способ, наскоком, по принципу пацанов:  -ха!, подумаешь проблема, я бы - так и так сделал бы!  Строить пандус для погрузки - длинно, дорого и опасно: машины могли упасть с высоты; кранов тогда не было и в помине - оставался только гусенечный бульдозер ДТ-54.
Вместо отвала прицепили ковш, но под его тяжестью, трактор "клевал" носом и становился на дыбы.
Я, с этакой разухабистостью, - да возьмите два швеллера, прикрепите спереди к гусеничным базам, а на концы - поставьте колеса. Колес нет? -Да ерунда, возьмите бочку 200 литровую, разрежьте поперек, и вставьте боковины  из металла с встроенными подшипниками!, все! - это не даст опрокидываться погрузчику!. Я даже не мог сам представить, что получится.  Но через 3 дня трактор уже во всю грузил трысу в вагон, и, каюсь, бегал смотреть на его работу. Сработало!



{module 20}

Комментарии  

 
+3 #4 Шура 10.12.2014 06:38
Спасибо, дядька Миша, за рассказ. И особенно за добрую память о моем отце, твоем лучшем друге Леньке Игнашевиче!
 
 
+4 #3 mihail 07.05.2013 16:35
"Вельми удзячны" за оценку!
Ирочка, Жору я не вспомнил т.к. написав черновик, печатал уже "на автомате" - заглядывая в записи изредка, возможно поэтому такая оплошность. А Жорика помню смутно, знаю, что уехал в Россию (в Москву) и там умер, а Эдик - где-то в
Америке (слышал, что и он умер). А у деда на Рудне был в начале недели - умер Мишка Михнюк, жил в дедовой квартире.
 
 
+3 #2 ира 06.05.2013 19:04
Михаил Сергеевич, спасибо за рассказ. Вот прочитала все Ваши воспоминания . По пер. Фабричному многих помню жила там до 1979г. Потом уехала из Микашевич, но приезжаю каждый год к маме . (Михнюк Евгений Андреевич и Рузя-это мои дедушка и бабушка , а их дочь Галя -это моя мама. Детей у них было четверо: Жора, Галя, Эдик и Лида. У дедушки был брат(Жоржик) который жил со своей женой(Полей) на Ленинской на против пекарни дом стоял на углу как поворачивать на ул . Новая.
 
 
+6 #1 melpomena-2013 06.05.2013 14:38
Огромное спасибо,Михаил Сергеевич!Читаю и перечитываю ваши мемуары с большим удовольствием! Как Вы "хораша","па- добраму"описали целую эпоху жизни Микашевичей! Вот бы все так любили свой город и людей города, и не ныли, что всё не так, как у людей. Всё так: "Времена не выбирают-в них живут и умирают...",-так писал поэт.Ваша исповедь учит добру,а это многого стоит в наше время.Ещё раз спасибо!