Новости форума

Нет сообщений для показа

Онлайн чат

Онлайн чат сайта Микашевичи ру

Для перехода в онлайн чат, просто кликните на картинку. Это вынужденная мера для защиты от спама.

Достойная работа

Главная Микашевичи Исторические факты Агарков – поставщик Антанты - Продолжение

Но сплав кругляка на юг в условиях, когда этим не занимался разве что очень ленивый лесовладелец, не приносил больших дивидендов Агаркову. Доходы не смогли покрывать обязательств по набранным кредитам. А тут еще разразился мировой экономический кризис, затронувший в Беларуси в первую очередь лесную отрасль. В итоге в самом начале XX в. правления Виленского земельного банка и виленского отделения Государственного дворянского земельного банка были вынуждены выставить его имения на открытые торги с формулировкой «за невзнос процентов по ссудам».

Степану Агаркову, однако, удалось отбиться от кредиторов и не оставить своего главного наследника, Федора, у разбитого корыта. Во многом это стало результатом его неплохого маркетингового предчувствия. Он одним из первых начал диверсифицировать лесной бизнес, сокращая продажу сырой древесины и, наоборот, увеличивая объемы поставок переработанного леса. В середине 1890-х годов Степан Агарков стал самым крупным в Мозырском уезде поставщиком дегтя. За дегтем настала очередь досок: в 1898 году бизнесмен открыл на ст.Микашевичи (Полесские железные дороги) лесопильный завод. Но и это производство не было для Агаркова пределом в технологическом совершенствовании своего лесного бизнеса. Он начал вынашивать планы строительства фанерной фабрики.

Но не успел их осуществить. В 1903 году Степан Агарков отошел в мир иной, переоформив собственность на сына Федора. По коммерческим способностям Федор Агарков оказался достоин своего отца. Именно с его именем связан расцвет фирмы.

В первую очередь в 1903 году в тех же Микашевичах Федор все-таки построил фанерную фабрику. Сын не забыл заслуг отца. Лесопильный завод и фанерная фабрика были объединены в единый производственный комплекс, который получил название Степановского фанерно-лесопильного завода. Это предприятие стало одним из самых крупных не только в уезде, но и во всей Минской губернии. Агарков не скупился на инвестиции, чтобы поддерживать производство на должном уровне. В его развитие к 1914 году была инвестирована колоссальная по тем временам сумма – почти четверть миллиона рублей.

Микашевичскому производству был подчинен и железнодорожный проект Агаркова в Мозырском и Слуцком уездах. В 1904 г. Федор выступил инициатором строительства чучевичской ветки. Свое начало эта железнодорожная линия брала на разъезде Люща Полесских железных дорог (недалеко от Микашевичей), проходила через центр полесских владений Агаркова в м.Ленино, а своим северным концом упиралась в расположенное уже в Слуцком уезде м.Чучевичи. В Чучевичи по каналу сплавлялась древесина из этой части лесных владений Агаркова.

27-верстная дорога строилась инженерами Полесских железных дорог на деньги одесского бизнесмена. Федор Агарков также взял обязательство обеспечить стройку шпалами. В 1905 г. дорога была сдана в эксплуатацию и перешла в оперативное управление администрации Полесских железных дорог. Казна расплатилась с предпринимателем: все вложенные им в сооружение этого пути деньги были в течение нескольких лет возвращены.

Но затраты на путь и их возврат были для Агаркова второстепенны. Главное – это то, что он благодаря чучевичской ветке обеспечил регулярный подвоз сырья из глубинных районов Полесья. Четыре паровоза и зимой, и, что самое главное, летом, когда подвоз древесины был затруднен, гоняли вагонетки от Чучевичей и Ленино к Микашевичам и обратно. В 1914 г. Федор Агарков добился от Министерства путей сообщения разрешения на перевозку по чучевичской дороге и пассажиров.

Инвестиции, сделанные Федором Агарковым, окупились. Предприятие в Микашевичах стремительно росло и по объемам производства, и по приносимой прибыли. Если в 1909 г. на нем производилось фанеры, досок, гонта и прочих столярных и строительных материалов на сумму 280 тыс. рублей, то в 1913 г. – уже на 450 тыс. рублей. Продукцию Степановского фанерно-лесопильного завода брали на реализацию торговые фирмы Москвы, Харькова и Одессы. Перед войной Федор Агарков самостоятельно вышел на парижский и лондонский рынки. Спросом у парижских и лондонских табачников, кондитеров и гильзовых фабрикантов пользовались агарковские упаковочные коробки. Из всех белорусских фирм, открытых в конце XIX – начале XX века, агарковская была единственной, которая имела постоянные склады во Франции и Англии.

Правда, перед войной об этой фирме как об агарковской уже не говорили. То ли подустав, то ли еще по каким-то причинам Федор Агарков отошел от непосредственного управления Степановским заводом. Предприятие было отдано в аренду купцу М.Чуднеру. Сам же Агарков включился в активную общественную жизнь. Он был, в частности, делегирован мозырскими землевладельцами в губернское земское собрание. Федор Агарков также являлся членом совета Минского общества сельского хозяйства – влиятельного объединения минских помещиков.

После революции и советско-польской войны микашевичская фабрика обрела новых владельцев, но не сменила специализацию. На протяжении всей истории Западной Беларуси в составе Польши она была одним из крупнейших промышленных производств региона.



{module 20}

Комментарии  

 
+4 #1 mihail 20.12.2013 21:02
Прочитал статью с великим удовольствием! Спасибо огромное, Вадим, за исторические факты Микашевич!
Я, по-правде, и позабыл некоторые детали - спасибо, напомнил! Старики рассказывали, как вагонетками металлическими возили брёвна на Припять и там, на оз. Волчино (Вовцельно - польск), где конка перекопана и собирали плоты и через Харево выходили на реку. Теперь я поверил, что сплавляли плоты в Чёрное море, а то, по молодости, не верил старикам, их рассказам, как плавали, как жили в это время и как еду готовили, много чего.
И ещё один факт: шпалы. Я предполагал, что шпалы делали для ж.дж Полесской, а оказалось, что для узкоколейки. тоже, к стати, Полесской! Был снят документальный фильм Бел.киностудией о этой узкоколейке, как там пилили лес - очень познавательный фильм о жизни той (60х) поры!! Деда Микаша надо попросить постараться найти этот фильм в запасниках - я сколько ни пытался, ничего не получается! (((