Новости форума

Нет сообщений для показа

Онлайн чат

Онлайн чат сайта Микашевичи ру

Для перехода в онлайн чат, просто кликните на картинку. Это вынужденная мера для защиты от спама.

Достойная работа

Главная Отдых Не выдуманные истории Вальс прощальный осени

Вальс прощальный осени

Обуза

Опираясь одной рукой на перило кровати, другой – на подоконник, Нина Сергеевна привстала, чтобы посмотреть в окно: тёплый осенний ветерок ласково качал белостволую берёзку у подъезда, люди суетились, куда-то спешили. Резкий порыв ветра подхватил опавшие листья и закружил. Нина Сергеевна смотрела на прощальный танец осени, и мысленно представляла себя такой же свободной. Ей захотелось ощутить прикосновение тепла, дуновение ветра, набрать в лёгкие воздуха…  Резкая боль во всём теле вернула в реальность. Нина Сергеевна заплакала, но не от боли – с ней она свыклась, а от своей участи.

Заметно стемнело, когда 65-летняя женщина услышала шорох ключа у входной двери квартиры. Она вытерла слёзы и потихоньку опустилась на подушку. Вскоре в прихожей послышалось пьяное бормотание. Нина Сергеевна тяжело вздохнула, подавляя подступивший к горлу комок горечи – дочь пришла. Неуверенные шаги приблизились к комнате Нины Сергеевны. Женщина затаила дыхание: «Пусть подумает, что сплю. Иначе…» Дверь со скрипом отворилась, и пьяный голос заявил о себе:

- Мам, ты спишь?

Нина Сергеевна и не думала отвечать. Пьяной дочери она боялась. Не дождавшись ответа, дочь злостно стукнула дверью, пробурчав себе под нос что-то невнятное. И только когда послышался храп из соседней комнаты, на стуле у изголовья нащупала рукой таблетку валидола. Мучила жажда, но чашка давно была пуста. Обтерев засохшие губы, подумала о времени. Долго ли до утра?

Нина Сергеевна потеряла счёт времени ещё тогда, когда случился у неё инсульт. Это произошло неожиданно: стирала бельё, наклонилась, и тут в голове зашумело, запекло, словно облили кипятком. На полу в ванной и нашла её соседка, которая вызвала скорую. Врачи облегчили боль, речь вернулась, а со временем заработали и мышцы рук. А вот ноги.… Так женщина осталась прикованной к постели. Тяжело и горько было осознать, что в таком состоянии она – обуза своим детям.

«Приговор»

Спустя пару дней после выписки из больницы, трое детей по вызову соседки, явились к матери. Нина Сергеевна слышала весь разговор из комнаты, и сердце обливалось кровью: взрослые дети решали её дальнейшую судьбу.

- Я днями на работе, в разъездах, а за ней нужен уход, – послышался голос старшей дочери Катерины, которая лучше всех устроилась в жизни  – удачно вышла замуж. Сейчас у неё свой дом, фирма.

- Сами знаете, что в общежитии, где я живу, ей не место, - сказал сын Андрей.

О чём говорила младшая дочь Лариса, Нина Сергеевна не расслышала, да это было и неважно. Она с детства к матери не была привязана. Они постоянно были в ссоре, из-за маминых противоречий. Может, поэтому Лора так рано вышла замуж, чтобы оставить родительский дом. Но семейная жизнь у неё не сложилась, и сейчас одна воспитывала дочь.

Между тем голоса детей не умолкали, и пожилая женщина за стеной услышала «приговор» из уст Катерины:

- Что ж, придётся отправить в дом престарелых.

У Нины Сергеевны учащённо забилось сердце, перехватило дыхание.

- Да ты что? – услышала она голос Ларисы, - Маму и в дом престарелых? Что же мы ей уголок в квартире не найдём? Раз так, пусть живёт у меня. Я её не обижу, и Наташка моя за ней присмотрит.

Решение, что теперь о ней будет заботиться Лариса, женщину не обрадовало. До этого Нина Сергеевна была уверена, что старшая дочь, её любимица, заберёт к себе в свой шикарный дом, наймёт матери сиделку…. Но всё решилось за неё. Нина Сергеевна впервые почувствовала себя беззащитным ребёнком. Она не верила, что это происходит наяву.

Тихоня

Больше года Нина Сергеевна живёт под опекой младшей дочери. Лора ничем не изменилась. Как и в детстве -  скрытная и замкнутая. Иногда эта «тихоня» устраивала для себя «вечера отдыха», и тогда под воздействием спиртного все её накопившиеся эмоции выплывали наружу: говорила обидные слова в адрес матери и своей дочери Наташеньки. Словом, не контролировала своих действий. Нина Сергеевна не обижалась, и открыто ей заявляла:

- Это говоришь не ты! Моя дочь не может так сказать!

Именно эта фраза успокаивала Лору. Виновато опустив голову, она садилась на краешек кровати, попросив прощения. Наутро всё ещё чувствуя вину, ласково брала за руку свою мать, не забыв поинтересоваться  о самочувствии.

Так вышло и в этот раз. Всю ночь Нина Сергеевна не сомкнула глаз. Разные мысли не давали ей покоя. Только под утро сморил сон, но он был кратковременным: едва рассвело, как дверь в комнату тихонько приоткрылась. Женщину разбудил шорох. Она увидела Ларису, наводившую порядок на табурете у изголовья. Дочь ей улыбнулась.

- Доброе утро, мамулечка! Разбудила? Я пришла посмотреть, не надо ли тебе чего. Сейчас Наташка тебе чаю с лимоном приготовит.

Лариса помогла ей привстать, поправила подушку.

- Лорка, - не выдержала мать, - почему ты замуж не выходишь? Годы уходят…

Дочь пожала плечами:

- Боюсь снова остаться обманутой. Да это мне сейчас и не нужно. У меня есть ты и Наташка. Главное, чтобы ты поправилась.

Она сказала это с такой надеждой в голосе, что Нина Сергеевна приободрилась. Вспомнила, что у Наташеньки на днях будет День рождения. Из-под подушки достала половину припрятанных денег и позвала к себе внучку. Подружки её вон как модно одеваются, пусть и она купит себе что-нибудь.

Гостья

- Бабушка, кого бы ты посоветовала пригласить на День рождения? – поинтересовалась внучка. Она грациозно расхаживала по комнате в обновках – бабушкином подарке, и не могла нарадоваться.

- Тётю Катю. Она богатая, может, и подарок купит тебе стоящий.

Нина Сергеевна подумала про себя, что не видела старшую дочь с тех пор, как переехала жить к Ларисе. Она звонила, и то изредка.

От приглашения племянницы Катерина не отказалась. Приехала рано утром на личном автомобиле, о покупке которого сразу похвастала. С порога вручила имениннице подарок. Открыв большую коробку, Наташа увидела магнитофон. Действительно подарок для девочки оказался дорогим. Радостная, она направилась в комнату бабушки, и услышала:

- Доченька, забери меня к себе. Лора пьёт, устраивает дебоши.

Тётя Катя злостно фыркнула, никак не отреагировав на просьбу матери. Тут же позвала к себе сестру.

- Я  знала, что ты неравнодушна к спиртному, но не до такой степени! – строго заявила она, как только вошла Лора, - Зря мы тебе доверили маму.

- Вы доверили? Не ты ли хотела упечь её в дом престарелых? –  защищалась Лариса. Она перевела свой взгляд на мать. – Неужели я тебя мучаю? Помнишь, когда они все отказались от тебя,  я одна решила забрать тебя к себе. Знаешь почему? В детстве испытывала недостаток твоего внимания, думала хоть сейчас тебе угожу…

Нина Сергеевна не поднимала глаз, чтоб не видеть слёз дочери. Опустив голову, она теребила уголок подушки. Ведь не знала, что простой разговор примет вот такой оборот. Весь год жила надеждой, что Катя всё же заберёт её. Но Катерина не хотела даже говорить на эту тему. Сердце защемило от боли, голова закружилась, перехватило дыхание. Дочери заметили, как мать пошатнулась, а голова странно склонилась на подушку. Всё случилось слишком быстро, и помощь была уже не нужна. Вырвавшись на волю, душа парила в танце – прощальном вальсе осени. Ей так давно хотелось ощутить эту лёгкость,  что теперь даже не верилось. Лишь на миг задумалась: не успела попросить прощения у Лоры. Да что уж теперь! Она поймёт, и так простит…

Галина Самуйлик

{module 20}