Род Радзивиллов
Радзиви́ллы (белор. Радзiвiлы, лит. Radvilos, польск. Radziwiłłowie) — литовский, польский, российский и белорусский княжеский род.
О происхождении Радзивиллов существует несколько легендарных сказаний: по некоторым известиям, Радзивилл происходит из высшего жреческого сословия языческой Литвы и родоначальником является жрец Лиздейка. Эти сказания, а также характерное окончание слова (однозвучные — Эрдивилл, Монтивилл и др.) свидетельствуют о глубокой древности рода. Наиболее достоверной является версия происхождения Радзивиллов от литовца Сирпутиса, чей сын Радзивилл крестился под именем Кристиан, и в 1419—1442 был каштеляном Виленским, ум.1444
Первым исторически известным носителем фамилии Радзивилл был Миколай I Радвила Acтикас (умер в 1477 г.), принявший христианство и оставивший литовское языческое имя в качестве фамилии. В 1518 г. Радзивиллы (в лице князя Миколая III, прозванного amor Poloniae) получили титул князей Римской империи, распространенный в 1547 г. на всю фамилию.
Радзивиллы на всем протяжении истории Польши занимали очень высокое положение в государстве; владея громадными поместьями, они строили крепости, содержали регулярное войско и de facto пользовались правами удельных князей; по обычаю королевских семейств, они к одинаковым именам прибавляли порядковые обозначения, с каким-нибудь эпитетом.
Род Радзивиллов разделяется на три ветви:
Радзивиллы — с 1518 князья Священной Римской империи и герцоги на Гониондзе и Меделях; ветвь эта в мужском поколении угасла в 1546 г.
Радзивиллы — с 1547 князья Священной Римской империи и герцоги на Биржах и Дубинках; линия эта угасла в мужском поколении в 1669 г.; из неё происходила Варвара Радзивилл, жена короля Сигизмунда-Августа.
Радзивиллы — с 1547 князья Священной Римской империи и герцоги на Несвиже и Олике; впоследствии эта ветвь распалась на три линии, из которых старшая (Несвижская) угасла в мужском поколении в 1813 г.
Важнейшие представители рода:
Юрий (1480—1541), гетман польный литовский; остался победителем в 30 битвах, за что назван «геркулесом литовским».
Николай Рыжий (Rudy, Rufus; 1512—1588), гетман великий литовский. В 1564 г. принял кальвинизм; как брат Варвары Радзивилл, был приближенным Сигизмунда Августа, а после его смерти, занимая высшие должности, — почти неограниченным правителем государства.
Крыштоф или Христофор Радзивилл (1547—1603), гетман великий литовский; участник всех войн при Батории; за воинские таланты получил название Piorun (Гром).
Николай Чёрный (1515—1565) принял в 1553 г. кальвинизм и стал ревностным сторонником этого учения, не щадя средств на его поддержку и распространение; в 1563 г. на собственный счёт приказал напечатать в Бресте Библию (так называемая Радзивилловская).
Януш Радзивилл (1612—1655), гетман польный литовский участвовал в войнах с казаками и Москвой.
Януш Радзивилл (умер в 1620 г.), как кальвинист не пользовался милостями короля. Обиженный опалой, стал деятельным участником рокоша Зебржидовского против Сигизмунда III; впоследствии примирился с королём, но в делах государственных участия не принимал.
Николай Крыштоф Радзивилл (Христофор) Сиротка (1549—1616) — воспитан в кальвинизме, но поучениями Скарги обращён в католицизм; за ним последовали и младшие братья. Раненный под Полоцком в 1579 г., оставил службу и прослыл меценатом (покровительствовал виленской академии).
Юрий Радзивилл (1556—1600) — епископ краковский. Обращённый стараниями иезуитов из кальвинизма в католицизм, поступил в орден и принял духовный сан. Он стал послушным орудием в руках иезуитов, преследовал диссидентов, закрывал типографии кальвинистов, сжигал публично сочинения, несогласные с католичеством, и иногда прибегал даже к суровым мерам против отступников от католицизма. В 1584 г. получил звание кардинала; последние годы жизни провёл в Риме.
Станислав Радзивилл (1559—1599), маршал великий литовский, участвовал в войнах Батория с Иваном Грозным. Напечатал: «Genadiusza Scholariusza Patryarchy Carogrodzkiego» и «O jednym, prawdziwym i najwyzsym w Koscielie swietym Chrystowym Pasterzu po grecku napisane a teraz na polskie przelozone» (Вильно, 1586).
Альберт Станислав Радзивилл (1595—1656) — польский историк; с 1612 г. был послом от воеводства волынского, с 1623 г. — канцлер великий литовский и староста виленский; пользовался милостями Сигизмунда III, но в то же время был непреклонным блюстителем привилегий Литвы и её особности от короны. Как ревностный католик, старался вредить всем иноверцам. Произведения его: «De crutiatibus sginarum Christi» (Вильно, 1630); «Dyskurs nabozny z kilku slow wziety o wyslawieniu N. P. Maryi» (Вильно, 1635; 4 изд., 1812); «Historia passionis Christi» (3 изд., Варшава, 1655); важнейшие: «Pamieiniki rzeczy znaczniejszych, ktore sie dzialy w Polsce od smierci Zygmunta III to jest od r. 1632 do 1652» (польск. перевод Рачинского, Познань, 1839) и «Epitome rerum gestarum in Regno Poloniae regnantibus Sigismundo III et Wladislao IV» (перев. Котлубай, «Ateneum», 1848); латинские оригиналы этих произведений остаются в рукописи.
Ульрих Криштоф Радзивилл (1712—1769) — стихотворец. Напечатал: «Slowo nie wswojej przylomnosci opisane» и «Opisanie zgrzyzot ludzkich we wszystkich stanach» (1741).
Карл Станислав Радзивилл (1734—1790), названный, по его любимому присловию, «Пане-Коханку» — любимец шляхты, типичнейший образец польского удальца и юмориста. Содержал 10 тыс. регулярного войска; выступал противником партии Чарторыйских, от которой спасался в Турции; примкнул было к Барской конфедерации и по сдаче Несвижа русским войскам эмигрировал за границу, но потом вернулся и был прощен Екатериной Второй.
Михаил Радзивилл (1778—1850) — участвовал в войске Костюшки, служил в польских легионах и получил чин генерала; после отказа Хлопицкого от диктатуры был некоторое время (январь 1831 г.) предводителем польской армии, но после Гроховской битвы сложил с себя это звание.
Антоний Генрих Радзивилл (1775—1833) — с молодых лет жил при берлинском дворе, женат был на родственнице короля Фридриха-Вильгельма II; с 1815 г. — наместник великого княжича Познанского; виолончелист и композитор (музыка к «Фаусту» Гёте).
Эдмунд Радзивилл родился в 1842 г., депутат рейхстага, написал «Die kirchliche Autoritat und das Moderne Bewusstsein» (1872) и «Die Wunder in Marpingen» (1877). К. Х.
Екатерина Радзивилл (1858-1941) — писательница, аферистка.
О происхождении Радзивиллов существует несколько легендарных сказаний: по некоторым известиям, Радзивилл происходит из высшего жреческого сословия языческой Литвы и родоначальником является жрец Лиздейка. Эти сказания, а также характерное окончание слова (однозвучные — Эрдивилл, Монтивилл и др.) свидетельствуют о глубокой древности рода. Наиболее достоверной является версия происхождения Радзивиллов от литовца Сирпутиса, чей сын Радзивилл крестился под именем Кристиан, и в 1419—1442 был каштеляном Виленским, ум.1444
Первым исторически известным носителем фамилии Радзивилл был Миколай I Радвила Acтикас (умер в 1477 г.), принявший христианство и оставивший литовское языческое имя в качестве фамилии. В 1518 г. Радзивиллы (в лице князя Миколая III, прозванного amor Poloniae) получили титул князей Римской империи, распространенный в 1547 г. на всю фамилию.
Радзивиллы на всем протяжении истории Польши занимали очень высокое положение в государстве; владея громадными поместьями, они строили крепости, содержали регулярное войско и de facto пользовались правами удельных князей; по обычаю королевских семейств, они к одинаковым именам прибавляли порядковые обозначения, с каким-нибудь эпитетом.
Род Радзивиллов разделяется на три ветви:
Радзивиллы — с 1518 князья Священной Римской империи и герцоги на Гониондзе и Меделях; ветвь эта в мужском поколении угасла в 1546 г.
Радзивиллы — с 1547 князья Священной Римской империи и герцоги на Биржах и Дубинках; линия эта угасла в мужском поколении в 1669 г.; из неё происходила Варвара Радзивилл, жена короля Сигизмунда-Августа.
Радзивиллы — с 1547 князья Священной Римской империи и герцоги на Несвиже и Олике; впоследствии эта ветвь распалась на три линии, из которых старшая (Несвижская) угасла в мужском поколении в 1813 г.
Важнейшие представители рода:
Юрий (1480—1541), гетман польный литовский; остался победителем в 30 битвах, за что назван «геркулесом литовским».
Николай Рыжий (Rudy, Rufus; 1512—1588), гетман великий литовский. В 1564 г. принял кальвинизм; как брат Варвары Радзивилл, был приближенным Сигизмунда Августа, а после его смерти, занимая высшие должности, — почти неограниченным правителем государства.
Крыштоф или Христофор Радзивилл (1547—1603), гетман великий литовский; участник всех войн при Батории; за воинские таланты получил название Piorun (Гром).
Николай Чёрный (1515—1565) принял в 1553 г. кальвинизм и стал ревностным сторонником этого учения, не щадя средств на его поддержку и распространение; в 1563 г. на собственный счёт приказал напечатать в Бресте Библию (так называемая Радзивилловская).
Януш Радзивилл (1612—1655), гетман польный литовский участвовал в войнах с казаками и Москвой.
Януш Радзивилл (умер в 1620 г.), как кальвинист не пользовался милостями короля. Обиженный опалой, стал деятельным участником рокоша Зебржидовского против Сигизмунда III; впоследствии примирился с королём, но в делах государственных участия не принимал.
Николай Крыштоф Радзивилл (Христофор) Сиротка (1549—1616) — воспитан в кальвинизме, но поучениями Скарги обращён в католицизм; за ним последовали и младшие братья. Раненный под Полоцком в 1579 г., оставил службу и прослыл меценатом (покровительствовал виленской академии).
Юрий Радзивилл (1556—1600) — епископ краковский. Обращённый стараниями иезуитов из кальвинизма в католицизм, поступил в орден и принял духовный сан. Он стал послушным орудием в руках иезуитов, преследовал диссидентов, закрывал типографии кальвинистов, сжигал публично сочинения, несогласные с католичеством, и иногда прибегал даже к суровым мерам против отступников от католицизма. В 1584 г. получил звание кардинала; последние годы жизни провёл в Риме.
Станислав Радзивилл (1559—1599), маршал великий литовский, участвовал в войнах Батория с Иваном Грозным. Напечатал: «Genadiusza Scholariusza Patryarchy Carogrodzkiego» и «O jednym, prawdziwym i najwyzsym w Koscielie swietym Chrystowym Pasterzu po grecku napisane a teraz na polskie przelozone» (Вильно, 1586).
Альберт Станислав Радзивилл (1595—1656) — польский историк; с 1612 г. был послом от воеводства волынского, с 1623 г. — канцлер великий литовский и староста виленский; пользовался милостями Сигизмунда III, но в то же время был непреклонным блюстителем привилегий Литвы и её особности от короны. Как ревностный католик, старался вредить всем иноверцам. Произведения его: «De crutiatibus sginarum Christi» (Вильно, 1630); «Dyskurs nabozny z kilku slow wziety o wyslawieniu N. P. Maryi» (Вильно, 1635; 4 изд., 1812); «Historia passionis Christi» (3 изд., Варшава, 1655); важнейшие: «Pamieiniki rzeczy znaczniejszych, ktore sie dzialy w Polsce od smierci Zygmunta III to jest od r. 1632 do 1652» (польск. перевод Рачинского, Познань, 1839) и «Epitome rerum gestarum in Regno Poloniae regnantibus Sigismundo III et Wladislao IV» (перев. Котлубай, «Ateneum», 1848); латинские оригиналы этих произведений остаются в рукописи.
Ульрих Криштоф Радзивилл (1712—1769) — стихотворец. Напечатал: «Slowo nie wswojej przylomnosci opisane» и «Opisanie zgrzyzot ludzkich we wszystkich stanach» (1741).
Карл Станислав Радзивилл (1734—1790), названный, по его любимому присловию, «Пане-Коханку» — любимец шляхты, типичнейший образец польского удальца и юмориста. Содержал 10 тыс. регулярного войска; выступал противником партии Чарторыйских, от которой спасался в Турции; примкнул было к Барской конфедерации и по сдаче Несвижа русским войскам эмигрировал за границу, но потом вернулся и был прощен Екатериной Второй.
Михаил Радзивилл (1778—1850) — участвовал в войске Костюшки, служил в польских легионах и получил чин генерала; после отказа Хлопицкого от диктатуры был некоторое время (январь 1831 г.) предводителем польской армии, но после Гроховской битвы сложил с себя это звание.
Антоний Генрих Радзивилл (1775—1833) — с молодых лет жил при берлинском дворе, женат был на родственнице короля Фридриха-Вильгельма II; с 1815 г. — наместник великого княжича Познанского; виолончелист и композитор (музыка к «Фаусту» Гёте).
Эдмунд Радзивилл родился в 1842 г., депутат рейхстага, написал «Die kirchliche Autoritat und das Moderne Bewusstsein» (1872) и «Die Wunder in Marpingen» (1877). К. Х.
Екатерина Радзивилл (1858-1941) — писательница, аферистка.
Источник: http://www.mir-nesvizh.com/